The text is presented in Russian
Активное развитие внешнеэкономических связей Республики Узбекистан во многом зависит от решения существующих проблем развития внешнеторговых перевозок, с которыми сталкивается вся Центральная Азия. Еще академик В. Бартольд отмечал: «Будущее Туркестана зависит от того, какое положение ему будет принадлежать в мировой торговле. Торговое значение Туркестана всецело зависит от развития железнодорожных путей, восстанавливающих значение сухопутной торговли наряду с морской».
После распада СССР число стран, не имеющих выхода к морям, достигло 29, и Республика Узбекистан занимает в этом списке особое положение, так как является одной из двух стран в мире, отделенной от мирового океана, как минимум, территориями двух государств.
До обретения независимости Узбекистан мог осуществлять свои внешнеэкономические связи через три морских порта – в Ильичевске (с выходом в Черное море), Санкт-Петербурге (с выходом в Балтийское море) и Владивостоке (с выходом на порты Дальнего Востока), с соответствующими расстояниями до них от республики 3000, 4300 и 8000 км, что весьма удороживало стоимость транспортировки грузов. Однако за годы самостоятельного развития страны благодаря целенаправленной политике ее руководства ситуация в этом направлении диаметрально изменилась.
В результате активных мер Правительства Республики Узбекистаном и скоординированной работе причастных министерств и ведомств по поиску и эффективному использованию альтернативных транспортных коридоров для транспортировки внешнеторговых грузов, создана и усовершенствуется разветвленная сеть международных транспортных коридоров.
В настоящее время, внешнеторговые грузоперевозки Узбекистана осуществляются по следующим основным транспортным коридорам:
коридор 1 — в направлении портов прибалтийских государств (транзитом через Казахстан и Россию) — Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония);
коридор 2 – в направлении стран ЕС, через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и Россию) — погранпереходы Чоп (Украина) и Брест (Беларусь);
коридор 3 – на украинский порт Ильичевск (транзитом через Казахстан и Россию), с выходом на Черное море;
коридор 4 – в направлении Транскавказского коридора (транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), с выходом на Черное море, который известен как коридор ТРАСЕКА;
коридор 5 – на иранский порт Бандар-Аббас (транзитом через Туркменистан) с выходом на Персидский залив;
коридор 6 — в восточном направлении через казахско-китайский погранпереход (Достык/Алалшанькоу) до восточных портов Китая, а также Дальневосточных портов Находка, Владивосток др.;
коридор 7 – на китайские порты (транзитом через Кыргызстан) с выходом Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря;
коридор 8 – в связи с урегулированием афганской проблемы открываются новые перспективы по разработке южных альтернативных транспортных коридоров на иранские и пакистанские порты Бандар-Аббас, Чахбахар (ИРИ), Гвадар и Карачи (ИРП) транзитом через Афганистан.
Серьезным достижением в развитии международных транспортных коридоров стало введение в действие 12 мая 1996 года при активном участии Узбекистана железнодорожной магистрали Теджен–Серахс–Мешхед протяженностью 320 км (с перестановкой колесных пар с колеи 1520мм на 1435мм на станции Серахс), которая открыла новый трансазиатский коридор для выхода стран Центральной Азии на мировой рынок через территории Ирана и Турции. В том же году в Серахсе руководители Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Туркменистана подписали «Договор о координации деятельности железнодорожного транспорта» и «Соглашение о сотрудничестве в области регулирования транзитных перевозок между странами–участницами».
С завершением в мае 2005 года строительства на территории Ирана железной дороги Бафк–Мешхед на маршруте Мешхед–Бендер–Аббас (в обход Тегерана) расстояние до порта Бендер-Аббас сократилось на более чем 800 км.
В сентябре 1998 года в г.Баку по инициативе Азербайджана, Грузии и Узбекистана, а также при поддержке Европейского Союза была проведена Международная Конференция «ТРАСЕКА — Восстановление Исторического Шелкового Пути». Важным итогом Конференции явилось подписание главами 12 государств, в том числе и Узбекистаном «Основного многостороннего соглашения о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия», а также Технических Приложений к данному Соглашению по международному железнодорожному транспорту, по международному автомобильному транспорту, по международному торговому судоходству, по таможенным процедурам и обработке документов.
Транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сеть наземных и морских маршрутов, которые проходят от Европы по Черному морю через Кавказ и Каспийское море на республики Центральной Азии. Рассматривая маршрут ТРАСЕКА в контексте развития торговых отношений между Европой и Азией и расположения основных товаропроизводителей в Азии и потребителей в Европе с одной стороны, а также зарождения грузопотоков возможных крупных стран-грузовладельцев с другой стороны, можно прийти к заключению — доставка товаров в Европу по транспортному коридору ТРАСЕКА выглядит очень привлекательно. Расстояние по основному трансокеанскому направлению от Йокогамы до крупнейших западноевропейских портов (Роттердам, Гамбург, Антверпен и др.), более чем в 2 раза длиннее, чем по маршруту ТРАСЕКА.
18 июня 2003 года в г.Тегеран (Иран) главами государств Республики Узбекистан, Исламской Республики Афганистан и Исламской Республики Иран было подписано «Соглашение о создании международного трансафганского транспортного коридора», который позволяет сократить расстояние перевозки внешнеторговых грузов республики к портам Ирана на 1500 км.
С вступлением в силу в марте 2011 года «Соглашения между Пакистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в области транспорта и транзита товаров» и в случае стабилизации обстановки в Афганистане, открываются новые перспективы для использования территории Афганистана для транзита узбекских грузов, что благоприятно способствует диверсификации маршрутов транспортировки внешнеторговых грузов в направлении иранских и пакистанских портов.
В Узбекистане также большое внимание уделяется формированию магистральных железнодорожных коммуникаций в целях наращивания транзитного потенциала страны, подтверждением чему может служить завершение строительств в 2001 году железнодорожной линии «Навои–Учкудук-Султануиздаг» протяженностью 341 км и в 2007 году железнодорожной линии «Ташгузар–Бойсун–Кумкурган» протяженностью 220 км.
Этапное для всего Центральноазиатского региона значение имеет построенная и сданная в эксплуатацию в ноябре 2010 года первая в Афганистане железная дорога Хайратон – Мазари-Шариф протяженностью 75 км. Данный проект был реализован Государственно-акционерной железнодорожной компанией «Узбекистон темир йуллари» при поддержке АБР.
Источник: Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан